Ретрит в Тушите с досточтимым геше Дордже Дамдулом
Фонд «Сохраним Тибет» приглашает всех интересующихся изучением буддийской философии и ее практическим применением принять участие в ретрите с досточтимым геше Дордже Дамдулом «Совершенство мудрости» (по главе 9 «Бодхичарья-аватары» Шантидевы).
Ретрит состоится с 30 июня по 8 июля 2024 года в медитационном центре Тушита (Дхарамсала, Индия). Регистрация на ретрит Кроме того, 27 и 28 июня 2024 года Его Святейшество Далай-лама планирует даровать учения по главе 9 «Бодхичарья-аватары» Шантидевы.
Посещение учений не является обязательным для участников ретрита, но это прекрасная возможность получить вдохновение и наставления от Его Святейшества Далай-ламы по теме ретрита.
Внимание! Даты учений Его Святейшества Далай-ламы – предварительные.
Подробная информация об учениях будет доступна на официальном сайте: https://ru.dalailama.com/schedule/
ПРОГРАММА РЕТРИТА
На ретрит приглашаются как опытные практикующие, так и те, кто делает первые шаги в изучении философии буддизма.
Занятия включают учения досточтимого геше Дордже Дамдула, медитации, групповые дискуссии и другие совместные практики, а также сессии ответов на вопросы. Основной язык учений – английский. Для русскоязычных участников учения и практики будут сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
Переводчик – Анна Тензин Долма, выпускница магистерского курса по изучению философии буддизма традиции Наланда (NMC1).
Биография Геше Дордже Дамдула
Геше Дордже Дамдул – директор Тибетского дома в Нью-Дели, переводчик Его
Святейшества Далай-ламы на английский язык, ведущий преподаватель курсов по
изучению буддийской философии традиции университета Наланды, организованных
Тибетским домом при поддержке Его Святейшества Далай-ламы.
Геше Дордже Дамдул закончил школу в Верхней Тибетской Деревне (Upper TCV) в
Дхарамсале, штат Химачал-Прадеш, Индия. В школьные годы всерьез размышлял о
карьере в области физики, но в 1988 году все же принял решение поступать в Институт
буддийской диалектики (IBD) в Дхарамсале, чтобы глубже изучить буддийскую логику,
философию и эпистемологию.
После 15 лет интенсивного изучения буддийской философии в 2002 году получил степень
геше-лхарампы в монастырском университете Дрепунг Лоселинг в г. Мудгод штата
Карнатака. Затем в течение года изучал тантру в тантрическом колледже Гьюдмед в
Хунсуре, штат Карнатака.
С 1994 по 2001 г. работал в библиотеке монастыря Дрепунг Лоселинг на должности
редактора журнала «Дрелома». До этого в течение пяти лет был редактором и автором
«Лхаксам Цекпа» – журнала о сравнительных исследованиях в области современной науки
и философии, издаваемого Институтом буддийской диалектики (IBD).
В 2003 году офис Его Святейшества Далай-ламы направил геше Дордже Дамдула для
изучения английского языка на профессиональном уровне в Кембриджский университет в
Великобритании, где он был приглашенным научным сотрудником в колледже Гиртон.
Переводчик Его Святейшества Далай-ламы (2005–2009 гг.)
С 2005 года Геше Дордже Дамдул был назначен официальным переводчиком Его
Святейшества Далай-ламы на английский язык. В течение четырех лет он работал
переводчиком Его Святейшества, сопровождал тибетского духовного лидера в поездках,
переводил на учениях, выступлениях, официальных встречах и других мероприятиях как в
Индии, так и в других странах.
В это время геше Дордже Дамдул также занимался письменными переводами с тибетского
на английский, в частности, перевел такие труды как «Муламадьямака-карика»
(«Коренные Строфы о Срединности») Арьи Нагарджуны, девятая глава о совершенстве
мудрости поэмы Ачарьи Шантидевы «Бодхичарья-аватара» («Путь Бодхисаттвы») и
другие.
По поручению офиса Его Святейшества Далай-ламы в 2008 году геше Дордже Дамдул был
направлен в США для совместной работы с профессором Полом Экманом (заслуженный
профессор психологии в Медицинской школе Калифорнийского университета, один из
пионеров науки о микровыражениях лица) над книгой Его Святейшества Далай-ламы
«Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия» (на английском издана под
названием «Emotional Awareness»).
Его Святейшество Далай-лама также поручил геше Дордже Дамдулу участвовать в
проекте создания учебного пособия по буддийским наукам, в котором геше Дордже
Дамдул был одним из главных редакторов. Этот учебник предназначен для использования
в центрах и институтах по всему миру для глубокого изучения буддийской философии,
метафизики, науки и эпистемологии.
Помимо этого, геше Дордже Дамдул занимался подготовкой ряда книг Его Святешейства
Далай-ламы, таких как «Больше, чем религия» (англ.: «Beyond religion»), которая стала
бестселлером, и над серией книг «Искусство быть счастливым» (англ.: «The Art of
Happiness»), написанных совместно с профессором Говардом Катлером. Геше Дордже
Дамдул также принимал активное участие в редактировании ряда других книг, автором
которых является Его Святейшество Далай-лама.
Геше Дордже Дамдул автор ряда важных статей для национальных и международных
конференций, проводимых в Делийском университете и в других местах по таким темам,
как «Парадокс мозга и ума» и «Абсолютная реальность согласно Арье Нагарджуне».
В 2004–2005 годах в течение двух лет был преподавателем философии в рамках
программы обучения за рубежом Университета Эмори (США), ежегодно проводимой в
Дхарамсале. В 2008 году он был назначен приглашенным научным сотрудником в
Делийский университет для чтения лекций на трех факультетах университета –
философии, психологии и буддийских исследований.
Директор Тибетского дома в Нью-Дели (с 2011 г. по настоящее время)
В марте 2011 года геше Дордже Дамдул был назначен директором Тибетского дома в Нью-
Дели, культурного центра Его Святейшества Далай-ламы.
Основной деятельностью геше Дордже Дамдула в качестве директора Тибетского дома
является преподавание. Он начал проведение различных учебных программ по
буддийским наукам, впоследствии увеличивая количество проводимых курсов. На сегодняшний день в Тибетском доме буддийским наукам обучается более 5800 студентов
со всего мира.
Сначала, в течение нескольких лет, в Тибетском доме предлагались отдельные лекции по
различным темам буддийской философии, к которым можно было присоединиться в
любое время. Но вскоре обнаружились недостатки такого подхода: одновременное
посещение занятий студентами с разным уровнем подготовки делает невозможным более
глубокое изучение тем философии буддизма. Поэтому по просьбе Дипеша Тхаккара (в
настоящем – координатора курсов по изучению философии буддизма в Тибетском доме)
геше Дордже Дамдул учредил первый поток магистерского курса (Nalanda Masters Course)
– пятилетний курс по изучению буддизма традиции университета Наланды, проводимый
на английском языке.
9 декабря 2016 года на стадионе Тхаягарадж в Нью-Дели Его Святейшество Далай-лама
торжественно открыл занятия на первом потоке магистерского курса, в котором приняли
участие 464 человека из 44 стран. Курс длился на протяжении 5,5 лет и успешно
завершился 2 июня 2022 года.
Учебный план магистерского курса состоит из глубокого изучения основных предметов и
текстов в соответствии с программой крупных монастырских институтов. На этом курсе
изучаются такие предметы как буддийская психология, философский диспут, логика,
«собрание тем», взгляды философских школ, и тексты «Совершенство мудрости»
(Праджняпарамита), «Мадхьямака-аватара» (Введение в мадхьямаку) ачарьи Чандракирти,
«Праманавартика» (комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании) ачарьи
Дхармакирти, «Абхисамаяламкара» (Украшение из постижений) Арьи Майтреи/Асанги,
«Абхидхармакоша» (Энциклопедия абхидхармы) Ачарьи Васубандху, а также дается
введение в тантру и обзор традиции обетов пратимокши.
Второй поток пятилетнего магистерского курса начался в октябре 2022 года.
В связи с потребностью в более короткой, но в то же время систематической программе,
охватывающей всестороннее изучение основных тем буддийской философии, геше
Дордже Дамдул учредил два дополнительных курса – Nalanda Diploma Course (NDC) с
продолжительностью обучения полтора года и Nalanda Certificate Course (NCC) с
продолжительностью обучения два месяца. На первый поток Nalanda Diploma Course
(проходил с мая 2018 г. по октябрь 2019 г.) зарегистрировалось 570 человек из 42 стран. На
второй поток (проходил с января 2020 г. по июнь 2021 г.) зарегистрировалось 659 человек
из 42 стран. На третий поток (проходил с августа 2021 г. по май 2022 г.)
зарегистрировалось 871 человек из 53 стран.
В 2023 году впервые курсы по изучению философии буддизма традиции Наланда начали проводиться с переводом на русский язык. На полуторагодичном дипломном курсе (март 2023 – июнь 2024) обучается около 1200 русскоязычных слушателей, а на пятимесячном сертификационном курсе (январь – май 2024) обучается более 1100 русскоязычных слушателей.
Наряду с этим геше Дордже Дамдул учредил несколько долгосрочных курсов на тибетском
языке, проводимых в Тибетском доме на еженедельной основе для аудитории, говорящей
на тибетском языке. Эти курсы охватывают такие темы, как философские школы,
«Праманавартика» Ачарьи Дхармакирти, Бодхичарья-аватара (Путь бодхисаттвы) ачарьи
Шантидевы, «Мадхьямака-аватара» ачарьи Чандракирти и другие.
Все вышеперечисленные курсы как на английском, так и на тибетском языке, проводятся и
очно в Тибетском доме, и онлайн для тех, кто живет вдали от Нью-Дели. Причем
проведение всех курсов с возможностью онлайн участия было внедрено еще задолго до
пандемии COVID-19.
Ежегодно, за исключением периода пандемии, геше Дордже Дамдул совершает
многочисленные поездки как по Индии, так и многим странам мира для проведения
затворничеств по бодхичитте (Bodhicitta retreats), обучающих программ и чтения лекций
на различные темы буддийской философии, психологии, логики и практики.
Геше Дордже Дамдул также занимается разработкой концепций и организацией
конференций по многим тематикам, в том числе с участием научного сообщества. Он
руководит работой ряда аспирантов, проводящих исследования по буддийской философии
в университетах по всему миру, а также регулярно проверяет многие диссертации и
принимает устные экзамены.
В 2011 году Национальный открытый университет имени Индиры Ганди (IGNOU)
пригласил геше Дордже Дамдула в качестве одного из главных экспертов для разработки
учебного плана курсов бакалавриата и магистратуры по тибетологии в рамках
академической программы IGNOU.
Геше Дордже Дамдул находится в процессе написания двух книг, одна из которых носит
предварительное название «Путешествие в парадокс мозга и сознания», а вторая – «Что
представляет собой высшая реальность: результаты понимания высшей реальности».
О ТЕМЕ РЕТРИТА «СОВЕРШЕНСТВО МУДРОСТИ»
Программа ретрита построена на изучении главы 9 книги «Путь бодхисаттвы»
(«Бодхичарья-аватара», полное название «Бодхисаттвачарья-аватара»). Это крупнейшее
произведение буддизма махаяны, написанное выдающимся индийским мыслителем и
поэтом VIII века Шантидевой. Его Святейшество Далай-лама XIV включил имя
Шантидевы в число семнадцати пандит (ученых) древнеиндийского университета
Наланда, внесших наиболее существенный вклад в развитие буддийской мысли.
В «Бодхичарья-аватаре» Шантидева раскрывает один из важнейших идеалов человечества
– идеал бодхисаттвы, то есть существа, посвятившего себя достижению высшей цели
духовных исканий — пробуждения во имя счастья и благоденствия всех живых существ.
Его Святейшество Далай-лама XIV так говорит об этом произведении: «Если я хоть в
какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я
целиком и полностью обязан этому тексту — "Бодхичарья-аватаре". Надеюсь, что,
единожды прочитав эту книгу, вы не отложите ее в сторону, но будете возвращаться к ней
снова и снова. Носите ее с собой, будьте неразлучны с нею. Изо дня в день читайте ее, а
когда выпадает свободное время, глубоко размышляйте о смысле прочитанного. В наши
дни многие выполняют практики йоги божеств, мысленно представляя энергетические
ветры, чакры и каналы, но мало кто медитирует о “Бодхичарья-аватаре”. Сделайте эту
книгу основой своей медитации».
По преданию Шантидева прочитал «Бодхичарья-аватару», когда его попросили даровать
учение собранию монахов в знаменитом индийском монастыре Наланда. Эта просьба была
продиктована желанием унизить Шантидеву, в знаниях и духовном опыте которого монахи
сомневались. Они приготовили неисчислимое множество подношений на поляне у
монастырских стен, созвали несметное собрание людей и установили немыслимо высокий
львиный трон. Затем они послали за Шантидевой в надежде вдоволь посмеяться над ним,
глядя, как он карабкается на него. Однако в тот же миг удивленные монахи увидели, что
Шантидева уже восседает на троне.
– Хотите ли вы, чтобы я изложил учение прежних учителей? – спросил Шантидева. – Или
же вы желаете, чтобы я поведал учение, какого вы никогда не слышали прежде?
«Просим тебя, расскажи нам что-нибудь совершенно новое», – отвечали монахи. И тогда,
к великому изумлению собравшихся, Шантидева поведал миру учение, которое в
письменном изложении получило название «Бодхичарья-аватара» и которое по сей день
считается непревзойденным собранием наставлений для вступающих на путь бодхисаттв.
Благородный Манджушри появился на небесном своде, и многие люди видели его и
преисполнились глубокой веры. Но что всего удивительней: когда Шантидева дошел до
34-й строфы девятой главы:
Пред умом не предстает
Ни бытие, ни небытие.
А поскольку нет иной возможности,
Ум, лишенный объектов, достигает глубокого умиротворения,
он вместе с Манджушри воспарил к небесам, поднимаясь все выше и выше, покуда вовсе
не пропал из виду. Голос же его продолжал отчетливо звучать. Таким чудесным образом он
дочитал до конца девятую главу и изложил десятую.
Девятая глава произведения Шантидевы «Путь бодхисаттвы» начинается с
утверждения, что все разнообразные аспекты учений Будда преподал исключительно для
развития мудрости. Будда говорил, что к высшему духовному пробуждению нас приводят
усмирение и дисциплинирование своего ума. Более того, поскольку мы прикованы к
вечному кругу непросветленного бытия в силу присущего нам основополагающего
неведения относительно самой природы нашего существования, то углубление
постижения природы нашего бытия должно стать главным элементом такой духовной
дисциплины. Вот почему акцент ставится именно на развитие мудрости.
В девятой главе бодхисаттва Шантидева систематически изложил то, что он относит к
ключевым прозрениям Будды о высшей природе реальности. Для него, как последователя
буддийской школы мадхьямака, высшая природа реальности – это пустота, то есть
отсутствие самобытия всех факторов существования.
Практика развития мудрости в изложении бодхисаттвы Шантидевы может быть
рассмотрена в рамках трех основных тем: 1) объяснение природы и характеристик Двух
истин; 2) необходимость постижения пустоты даже теми, кто устремляется исключительно
к личному освобождению из сансары; 3) обширное изложение различных логических
размышлений, ведущих к постижению истины о пустоте.
ПРОГРАММА РЕТРИТА
Участники ретрита должны прибыть в центр Тушита 30 июня к 13:00 для завершения регистрации и заселения в ретритные комнаты центра.
День отъезда участников – 8 июля, в 13:00.
Ежедневное расписание (с 1 июля по 7 июля)
05:45–08:00 Утренняя практика, которая включает:
● простирания;
● медитацию однонаправленного сосредоточения (шаматху);
● медитацию на Четырех печатях учения Будды;
● медитацию на бодхичитту;
● принятие обетов бодхисаттвы;
● медитацию на пустоту.
08:00–09:00 Завтрак.
09:00–10:30 Сессия I. Учения с сессией вопросов и ответов.
10:30–11:30 Перерыв на чай, групповые дискуссии.
11:30–12:30 Сессия II. Учения с сессией вопросов и ответов.
12:30–15:00 Обед и свободное время.
15:00–16:30 Сессия III. Учения с сессией вопросов и ответов.
16:30–17:30 Перерыв на чай, групповые дискуссии.
17:30–19:00 Сессия IV. Учения с сессией вопросов и ответов.
19:00–20:00 Ужин.
20:00–21:00 Групповые дискуссии (по желанию), личная практика.
В расписание могут вноситься изменения по усмотрению учителя.
РЕГИСТРАЦИЯ НА РЕТРИТ
Для регистрации на ретрит вам необходимо заполнить регистрационную форму и сделать
пожертвование в размере 3000 рублей на организацию перевода на русский язык и
административные расходы.
Регистрация на ретрит
В ответ на регистрационную форму вам придет письмо со ссылкой для перечисления
пожертвования. Если после заполнения формы вы не получили ответ в течение 48 часов,
то проверьте папки СПАМ и Социальные рассылки. Возможно, наше письмо попало в эти
папки.
Оплату проживания и трехразового вегетарианского питания центр Тушита принимает
при заезде на ретрит 30 июня в рупиях. Размер оплаты определяется в момент заселения и
зависит от типа комнаты для проживания. Например, оплата места с проживанием в
многоместной комнате на 7-12 человек за 9 дней ретрита составляет 7600 рупий, а в
одноместном номере 10000 рупий. Подробную информацию вы получите в ответном
письме после заполнения регистрационной формы.
Внимание! Участники ретрита самостоятельно приобретают авиабилеты, получают
индийскую визу и организовывают трансфер до Тушиты. Для участников ретрита будет
организован чат, в котором участники смогут делиться практическими советами и
находить попутчиков.
МЕДИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ТУШИТА
Медитационный центр Тушита — это центр изучения и практики буддизма тибетской традиции махаяны. Тушита находится в северной Индии, в живописных предгорьях Гималаев, недалеко от города Дхарамсала, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV.
Участники ретрита проживают на территории центра Тушита в простых, но комфортных ретритных комнатах по 3-4 или 7-12 человек. В центре имеется ограниченное количество одноместных комнат. Предварительное бронирование типа комнат для проживания центром не предоставляется.
Выбор типа комнаты для проживания будет предложен 30 июня при заселении в центр. Заселение происходит в порядке регистрации на курс. Тот, кто зарегистрировался раньше по дате регистрации, получает приоритетный выбор типа комнаты для проживания.
ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Ретрит будет проходить на английском языке с синхронным переводом на русский язык. Синхронный перевод включает: утреннюю практику и все сессии учений геше ла, включая ответы на вопросы.
Групповые дискуссии не сопровождаются синхронным переводом. Участники смогут самостоятельно выбрать группу для дискуссий – на русском или на английском языке.
Для прослушивания синхронного перевода участникам необходимо привезти с собой FM-радиоприёмник и наушники. Тушита не предоставляет оборудование для прослушивания перевода.
Вы не сможете воспользоваться вашим телефоном в качестве радиоприёмника, так как по ретритным правилам телефоны необходимо будет сдать в камеру хранения на весь период ретрита.
КАРМА-ЙОГА
Карма-йога — это санскритский термин, означающий «работа, совершаемая на благо других».
Во время ретрита центр Тушита просит каждого участника ежедневно выполнять общественно полезную работу в качестве карма-йоги, которая обычно занимает от 15 до 20 минут в день. Это может быть мытье посуды, подметание, уборка туалетов, запись учений, помощь администратору в офисе или другие виды работ. Карма-йога распределяется при заселении.
СОБЛЮДЕНИЕ МОЛЧАНИЯ
Для полного погружения ума в состояние ретрита рекомендуется ежедневно сохранять молчание – сразу после ужина и до завтрака следующего дня.
ОСОБЫЕ РЕТРИТНЫЕ ПРАВИЛА
В момент регистрации и заселения в ретритные комнаты центр Тушита просит всех участников сдать свои мобильные телефоны, компьютеры и другие электронные средства коммуникации в камеру хранения на весь период ретрита.
Курение на территории центра Тушита запрещено.
До окончания ретрита не разрешается покидать территорию центра Тушита.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Предоставляют ли организаторы помощь в получении индийской визы, приобретении авиабилетов в Индию и трансфер?
Нет, участники самостоятельно оформляют индийскую визу, приобретают билеты в Дели и организуют переезды в Индии. Для зарегистрированных русскоязычных участников будет открыт чат в сети Telegram, в котором можно будет найти попутчиков для совместного путешествия.
Я не обучался на курсах Наланда у геше Дордже Дамдула. Могу ли участвовать в этом ретрите?
Да, можете. Регистрация открыта для всех интересующихся философией буддизма и её практическим применением. Для информации вы можете ознакомиться с программой обучения на курсе Nalanda Diploma Course.
Могу ли я остаться в Тушите до или после курса?
Тушита не работает как гостиница, и вы не сможете проживать в Тушите до начала ретрита или после его окончания.
Я планирую посетить учение Далай-ламы 27-28 июня до начала ретрита. Оказывают ли помощь в этом организаторы ретрита?
Организаторы ретрита не организовывают посещение учений Его Святейшества, но для участников ретрита будет создан чат в телеграме, в котором участники ретрита смогут делиться практическими советами по покупке билетов, бронированию гостиниц и регистрации на учения Далай-ламы.
Могу ли я приехать позже или уехать раньше окончания ретрита?
Нет, такой возможности не предусмотрено. Ретрит представляет собой целостную структуру. Вам необходимо прибыть в центр Тушита 30 июня к 13:00. Если на момент поселения в ретритные комнаты вас не будет, то ваша регистрация на курс будет аннулирована. Выехать из центра вы сможете 8 июля не ранее 13:00. Пожалуйста, планируйте свои транспортные перемещения в соответствии с этими требованиями.
Учитывая, что задержки в транспорте в Индии являются обычным явлением, мы настоятельно рекомендуем всем участникам планировать прибытие в район Дхарамсалы по крайней мере за день до начала курса. Это также предоставит вам время для отдыха после поездки перед началом ретрита. Вы можете остановиться на один день в одной из гостиниц в Дхарамсале.
Могу ли я поселиться в комнату с друзьями или семьей?
Такой возможности нет. Друзья и члены семьи разного пола будут размещены в отдельных комнатах, чтобы поддерживать тишину и сосредоточиться на ретрите. Тушита – полумонастырский буддийский центр, в котором живут монахини и монахи. Каждый, кто останавливается здесь, должен воздерживаться от сексуальных отношений. Поэтому мужчины и женщины проживают на территории центра отдельно.
Как добраться до Тушиты?
Тушита находится в штате Химачал-Прадеш, северная Индия, в предгорьях Гималаев. Ближайший город и аэропорт – Дхарамсала. Чтобы добраться до Тушиты, вам необходимо доехать до города Маклеод Гандж/Дхарамсала. От центральной площади Маклеод Ганжа вам необходимо взять такси или рикшу до центра Тушита, который располагается выше в горах рядом с поселением Дхарамкот. Поездка на такси или рикше займет около 10 минут.
В Дхарамсалу можно добраться из Дели на самолете (1 час) или на рейсовом автобусе (около 12 часов).
Если вы приняли решение зарегистрироваться для участия в ретрите и готовы сделать пожертвование, то вам необходимо заполнить форму регистрации по ссылке: РЕГИСТРАЦИЯ НА РЕТРИТ
ОБРАТИТЬСЯ С ВОПРОСОМ К ОРГАНИЗАТОРАМ
Если у вас есть какие-либо вопросы касательно ретрита, вы можете написать письмо на электронную почту ndcrussia@savetibet.ru, и мы с радостью постараемся вам помочь.