Совершенство мудрости. Ретрит в Тушите с досточтимым геше Дордже Дамдулом

«Совершенство мудрости»

Ретрит в Тушите с досточтимым
геше Дордже Дамдулом

Фонд «Сохраним Тибет» приглашает всех интересующихся изучением буддийской философии и ее практическим применением принять участие в ретрите с досточтимым геше Дордже Дамдулом «Совершенство мудрости» (по главе 9 «Бодхичарья-аватары» Шантидевы).

Ретрит состоится с 30 июня по 8 июля 2024 года в медитационном центре Тушита (Дхарамсала, Индия).
Регистрация на ретрит
Кроме того, 27 и 28 июня 2024 года Его Святейшество Далай-лама планирует даровать учения по главе 9 «Бодхичарья-аватары» Шантидевы.

Посещение учений не является обязательным для участников ретрита, но это прекрасная возможность получить вдохновение и наставления от Его Святейшества Далай-ламы по теме ретрита.

Внимание! Даты учений Его Святейшества Далай-ламы – предварительные.
Подробная информация об учениях будет доступна на официальном сайте:
https://ru.dalailama.com/schedule/

ПРОГРАММА РЕТРИТА

На ретрит приглашаются как опытные практикующие, так и те, кто делает первые шаги в изучении философии буддизма.

Занятия включают учения досточтимого геше Дордже Дамдула, медитации, групповые дискуссии и другие совместные практики, а также сессии ответов на вопросы. Основной язык учений – английский. Для русскоязычных участников учения и практики будут сопровождаться синхронным переводом на русский язык.

Переводчик – Анна Тензин Долма, выпускница магистерского курса по изучению философии буддизма традиции Наланда (NMC1).

О ТЕМЕ РЕТРИТА «СОВЕРШЕНСТВО МУДРОСТИ»

Программа ретрита построена на изучении главы 9 книги «Путь бодхисаттвы» («Бодхичарья-аватара», полное название «Бодхисаттвачарья-аватара»). Это крупнейшее произведение буддизма махаяны, написанное выдающимся индийским мыслителем и поэтом VIII века Шантидевой. Его Святейшество Далай-лама XIV включил имя Шантидевы в число семнадцати пандит (ученых) древнеиндийского университета Наланда, внесших наиболее существенный вклад в развитие буддийской мысли.

В «Бодхичарья-аватаре» Шантидева раскрывает один из важнейших идеалов человечества – идеал бодхисаттвы, то есть существа, посвятившего себя достижению высшей цели духовных исканий — пробуждения во имя счастья и благоденствия всех живых существ.

Его Святейшество Далай-лама XIV так говорит об этом произведении: «Если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту — "Бодхичарья-аватаре". Надеюсь, что, единожды прочитав эту книгу, вы не отложите ее в сторону, но будете возвращаться к ней снова и снова. Носите ее с собой, будьте неразлучны с нею. Изо дня в день читайте ее, а когда выпадает свободное время, глубоко размышляйте о смысле прочитанного. В наши дни многие выполняют практики йоги божеств, мысленно представляя энергетические ветры, чакры и каналы, но мало кто медитирует о “Бодхичарья-аватаре”. Сделайте эту книгу основой своей медитации».

По преданию Шантидева прочитал «Бодхичарья-аватару», когда его попросили даровать учение собранию монахов в знаменитом индийском монастыре Наланда. Эта просьба была продиктована желанием унизить Шантидеву, в знаниях и духовном опыте которого монахи сомневались. Они приготовили неисчислимое множество подношений на поляне у монастырских стен, созвали несметное собрание людей и установили немыслимо высокий львиный трон. Затем они послали за Шантидевой в надежде вдоволь посмеяться над ним, глядя, как он карабкается на него. Однако в тот же миг удивленные монахи увидели, что Шантидева уже восседает на троне.

– Хотите ли вы, чтобы я изложил учение прежних учителей? – спросил Шантидева. – Или же вы желаете, чтобы я поведал учение, какого вы никогда не слышали прежде?

«Просим тебя, расскажи нам что-нибудь совершенно новое», – отвечали монахи. И тогда, к великому изумлению собравшихся, Шантидева поведал миру учение, которое в письменном изложении получило название «Бодхичарья-аватара» и которое по сей день считается непревзойденным собранием наставлений для вступающих на путь бодхисаттв.

Благородный Манджушри появился на небесном своде, и многие люди видели его и преисполнились глубокой веры. Но что всего удивительней: когда Шантидева дошел до 34-й строфы девятой главы:

Пред умом не предстает
Ни бытие, ни небытие.
А поскольку нет иной возможности,
Ум, лишенный объектов, достигает глубокого умиротворения,


он вместе с Манджушри воспарил к небесам, поднимаясь все выше и выше, покуда вовсе не пропал из виду. Голос же его продолжал отчетливо звучать. Таким чудесным образом он дочитал до конца девятую главу и изложил десятую.

Девятая глава произведения Шантидевы «Путь бодхисаттвы» начинается с утверждения, что все разнообразные аспекты учений Будда преподал исключительно для развития мудрости. Будда говорил, что к высшему духовному пробуждению нас приводят усмирение и дисциплинирование своего ума. Более того, поскольку мы прикованы к вечному кругу непросветленного бытия в силу присущего нам основополагающего неведения относительно самой природы нашего существования, то углубление постижения природы нашего бытия должно стать главным элементом такой духовной дисциплины. Вот почему акцент ставится именно на развитие мудрости.

В девятой главе бодхисаттва Шантидева систематически изложил то, что он относит к ключевым прозрениям Будды о высшей природе реальности. Для него, как последователя буддийской школы мадхьямака, высшая природа реальности – это пустота, то есть отсутствие самобытия всех факторов существования.

Практика развития мудрости в изложении бодхисаттвы Шантидевы может быть рассмотрена в рамках трех основных тем: 1) объяснение природы и характеристик Двух истин; 2) необходимость постижения пустоты даже теми, кто устремляется исключительно к личному освобождению из сансары; 3) обширное изложение различных логических размышлений, ведущих к постижению истины о пустоте.

ПРОГРАММА РЕТРИТА

Участники ретрита должны прибыть в центр Тушита 30 июня к 13:00 для завершения регистрации и заселения в ретритные комнаты центра.

День отъезда участников – 8 июля, в 13:00.

Ежедневное расписание (с 1 июля по 7 июля)

05:45–08:00 Утренняя практика, которая включает:
● простирания;
● медитацию однонаправленного сосредоточения (шаматху);
● медитацию на Четырех печатях учения Будды;
● медитацию на бодхичитту;
● принятие обетов бодхисаттвы;
● медитацию на пустоту.
08:00–09:00 Завтрак.
09:00–10:30 Сессия I. Учения с сессией вопросов и ответов.
10:30–11:30 Перерыв на чай, групповые дискуссии.
11:30–12:30 Сессия II. Учения с сессией вопросов и ответов.
12:30–15:00 Обед и свободное время.
15:00–16:30 Сессия III. Учения с сессией вопросов и ответов.
16:30–17:30 Перерыв на чай, групповые дискуссии.
17:30–19:00 Сессия IV. Учения с сессией вопросов и ответов.
19:00–20:00 Ужин.
20:00–21:00 Групповые дискуссии (по желанию), личная практика.

В расписание могут вноситься изменения по усмотрению учителя.

РЕГИСТРАЦИЯ НА РЕТРИТ

Для регистрации на ретрит вам необходимо заполнить регистрационную форму и сделать пожертвование в размере 3000 рублей на организацию перевода на русский язык и административные расходы.
Регистрация на ретрит
В ответ на регистрационную форму вам придет письмо со ссылкой для перечисления пожертвования. Если после заполнения формы вы не получили ответ в течение 48 часов, то проверьте папки СПАМ и Социальные рассылки. Возможно, наше письмо попало в эти папки.

Оплату проживания и трехразового вегетарианского питания центр Тушита принимает при заезде на ретрит 30 июня в рупиях. Размер оплаты определяется в момент заселения и зависит от типа комнаты для проживания. Например, оплата места с проживанием в многоместной комнате на 7-12 человек за 9 дней ретрита составляет 7600 рупий, а в одноместном номере 10000 рупий. Подробную информацию вы получите в ответном письме после заполнения регистрационной формы.

Внимание! Участники ретрита самостоятельно приобретают авиабилеты, получают индийскую визу и организовывают трансфер до Тушиты. Для участников ретрита будет организован чат, в котором участники смогут делиться практическими советами и находить попутчиков.

МЕДИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ТУШИТА

Медитационный центр Тушита — это центр изучения и практики буддизма тибетской традиции махаяны. Тушита находится в северной Индии, в живописных предгорьях Гималаев, недалеко от города Дхарамсала, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Официальный сайт центра:
https://tushita.info

ПРОЖИВАНИЕ

Участники ретрита проживают на территории центра Тушита в простых, но комфортных ретритных комнатах по 3-4 или 7-12 человек. В центре имеется ограниченное количество одноместных комнат. Предварительное бронирование типа комнат для проживания центром не предоставляется.

Выбор типа комнаты для проживания будет предложен 30 июня при заселении в центр. Заселение происходит в порядке регистрации на курс. Тот, кто зарегистрировался раньше по дате регистрации, получает приоритетный выбор типа комнаты для проживания.

ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК

Ретрит будет проходить на английском языке с синхронным переводом на русский язык. Синхронный перевод включает: утреннюю практику и все сессии учений геше ла, включая ответы на вопросы.

Групповые дискуссии не сопровождаются синхронным переводом. Участники смогут самостоятельно выбрать группу для дискуссий – на русском или на английском языке.

Для прослушивания синхронного перевода участникам необходимо привезти с собой FM-радиоприёмник и наушники. Тушита не предоставляет оборудование для прослушивания перевода.

Вы не сможете воспользоваться вашим телефоном в качестве радиоприёмника, так как по ретритным правилам телефоны необходимо будет сдать в камеру хранения на весь период ретрита.

КАРМА-ЙОГА

Карма-йога — это санскритский термин, означающий «работа, совершаемая на благо других».

Во время ретрита центр Тушита просит каждого участника ежедневно выполнять общественно полезную работу в качестве карма-йоги, которая обычно занимает от 15 до 20 минут в день. Это может быть мытье посуды, подметание, уборка туалетов, запись учений, помощь администратору в офисе или другие виды работ. Карма-йога распределяется при заселении.

СОБЛЮДЕНИЕ МОЛЧАНИЯ

Для полного погружения ума в состояние ретрита рекомендуется ежедневно сохранять молчание – сразу после ужина и до завтрака следующего дня.

ОСОБЫЕ РЕТРИТНЫЕ ПРАВИЛА

В момент регистрации и заселения в ретритные комнаты центр Тушита просит всех участников сдать свои мобильные телефоны, компьютеры и другие электронные средства коммуникации в камеру хранения на весь период ретрита.

Курение на территории центра Тушита запрещено.

До окончания ретрита не разрешается покидать территорию центра Тушита.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Предоставляют ли организаторы помощь в получении индийской визы, приобретении авиабилетов в Индию и трансфер?
Нет, участники самостоятельно оформляют индийскую визу, приобретают билеты в Дели и организуют переезды в Индии. Для зарегистрированных русскоязычных участников будет открыт чат в сети Telegram, в котором можно будет найти попутчиков для совместного путешествия.

Я не обучался на курсах Наланда у геше Дордже Дамдула. Могу ли участвовать в этом ретрите?
Да, можете. Регистрация открыта для всех интересующихся философией буддизма и её практическим применением. Для информации вы можете ознакомиться с программой обучения на курсе Nalanda Diploma Course.

Могу ли я остаться в Тушите до или после курса?
Тушита не работает как гостиница, и вы не сможете проживать в Тушите до начала ретрита или после его окончания.

Я планирую посетить учение Далай-ламы 27-28 июня до начала ретрита. Оказывают ли помощь в этом организаторы ретрита?

Организаторы ретрита не организовывают посещение учений Его Святейшества, но для участников ретрита будет создан чат в телеграме, в котором участники ретрита смогут делиться практическими советами по покупке билетов, бронированию гостиниц и регистрации на учения Далай-ламы.

Могу ли я приехать позже или уехать раньше окончания ретрита?
Нет, такой возможности не предусмотрено. Ретрит представляет собой целостную структуру. Вам необходимо прибыть в центр Тушита 30 июня к 13:00. Если на момент поселения в ретритные комнаты вас не будет, то ваша регистрация на курс будет аннулирована. Выехать из центра вы сможете 8 июля не ранее 13:00. Пожалуйста, планируйте свои транспортные перемещения в соответствии с этими требованиями.

Учитывая, что задержки в транспорте в Индии являются обычным явлением, мы настоятельно рекомендуем всем участникам планировать прибытие в район Дхарамсалы по крайней мере за день до начала курса. Это также предоставит вам время для отдыха после поездки перед началом ретрита. Вы можете остановиться на один день в одной из гостиниц в Дхарамсале.

Могу ли я поселиться в комнату с друзьями или семьей?
Такой возможности нет. Друзья и члены семьи разного пола будут размещены в отдельных комнатах, чтобы поддерживать тишину и сосредоточиться на ретрите. Тушита – полумонастырский буддийский центр, в котором живут монахини и монахи. Каждый, кто останавливается здесь, должен воздерживаться от сексуальных отношений. Поэтому мужчины и женщины проживают на территории центра отдельно.

Как добраться до Тушиты?
Тушита находится в штате Химачал-Прадеш, северная Индия, в предгорьях Гималаев. Ближайший город и аэропорт – Дхарамсала. Чтобы добраться до Тушиты, вам необходимо доехать до города Маклеод Гандж/Дхарамсала. От центральной площади Маклеод Ганжа вам необходимо взять такси или рикшу до центра Тушита, который располагается выше в горах рядом с поселением Дхарамкот. Поездка на такси или рикше займет около 10 минут.

В Дхарамсалу можно добраться из Дели на самолете (1 час) или на рейсовом автобусе (около 12 часов).

Если вы приняли решение зарегистрироваться для участия в ретрите и готовы сделать пожертвование, то вам необходимо заполнить форму регистрации по ссылке: РЕГИСТРАЦИЯ НА РЕТРИТ

ОБРАТИТЬСЯ С ВОПРОСОМ К ОРГАНИЗАТОРАМ

Если у вас есть какие-либо вопросы касательно ретрита, вы можете написать письмо на электронную почту ndcrussia@savetibet.ru, и мы с радостью постараемся вам помочь.